Как COVID-19 повлиял на развитие телемедицинских технологий

ГОЛОВНА / СТАТТІ / КАК COVID-19 ПОВЛИЯЛ НА РАЗВИТИЕ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Если еще год назад большинство людей в мире ассоциировали телемедицину разве что с консультацией по «аватарке» и предпочитали поиск ответов в Google, чем общение с врачом онлайн, то по состоянию на 2021 телемедицина стала одним из самых востребованных направлений в IT специалистов, работающих в секторе медицины в мире.
Содержание статьи
Хотите получать ежемесячный дайджест новостей о телемедицине?
Пожалуйста, оставьте свой email
Под знаком пандемии
Главной причиной бурного спроса на телемедицинские консультации и, как результат, стремительного развития телемедицинского направления, как это ни прискорбно признавать, стала пандемия коронавируса. По данным аналитической компании GlobalData в 2020 г. на фоне пандемии количество загрузок определенных приложений для онлайн-консультаций увеличилось по сравнению с предыдущим годом колоссально.

Поэтому после того, как ВОЗ вспомнила телемедицину среди основных сервисов в рекомендациях «Усиление реагирования систем здравоохранения на COVID-19», многие страны в экстренном порядке приняли меры по ослаблению законодательства, регулирующего данную область, и оперативно включили онлайн-консультации пациентов в страховые программы.

В свою очередь, инвесторы, увидев спрос на телемедицинские консультации, начали чемоданами нести деньги health tech стартапам. За первые три квартала 2020 американские и европейские венчуры проинвестировали в телемедицину $ 10 млрд.

Ресурс mind.ua приводит в пример лишь несколько мировых стартапов, которые взлетели на этой волне:
  • MinuDoc - сервис видеоконсультаций между врачами и пациентами;
  • Jutro Medical - польский телемедицинский стартап;
  • Tyto Care - сервис для проведения медицинских осмотров на дому;
  • Flatiron - платформа, которая помогает обрабатывать большие данные для разработки методик борьбы с раком;
  • Rally - телемедицинская платформа, которая помогает найти врача и подсказывает, как правильно следить за здоровьем.
Украинские рекорды
Огромный скачок в развитии телемедицины произошел и у нас в Украине. Так, если раньше телемедицинские проекты реализовывались точечно, в отдельных клиниках или в качестве пилотов в отдельных областях, то в этом году буквально за месяц в регионах развернули профессиональные телемедицинские сети, которые охватили медучреждения даже в самых отдаленных населенных пунктах.

Яркий тому пример - Запорожская область. Здесь, при содействии областной власти, телемедицинская сеть была создана всего за 39 дней. Более того, на базе Запорожской областной клинической больнице открыли профессиональный телемедицинский центр, координирующий предоставление всех телемедицинских консультаций в области. Таким образом Запорожская область стала второй в Украине, после Одесской области, где создали полную вертикально интегрированную систему телемедицинских консультаций.

«Сама идея внедрения телемедицинских решений в Запорожской областной больнице, конечно, обсуждалась уже давно. Но COVID-19 и политическая воля руководства региона дала этим идеям толчок и значительное ускорение », - не скрывал на открытии телемедицинского центра Игорь Шишка, директор Запорожской областной клинической больницы.

За считанные месяцы в этом году были развернуты телемедицинские сети также в Житомирской, Херсонской и Винницкой областях.

В итоге только телемедицинская сеть Medinet объединила на конец 2020 - 431 медучреждение и более 4500 врачей в шести областях Украины.

То есть, те вещи в медицине, которые раньше можно было сделать не спеша и спокойно, сейчас, в период кризиса, делаются в героическом режиме и при активном участии местных властей.

«Коронавирус не оставляет нам выбора. Должны активно развиваться и противопоставлять ему все возможные средства. И телемедицина в этом отношении является одним из самых действенных инструментов », - подтвердил Виталий Боговин, председатель Запорожской ОГА.
Причины спроса на телемедицинские консультации
Почему же так остро возник запрос на услуги телемедицины в период пандемии?
Основные причины выделил в своей колонке для «Новое Время. Бизнес» соучредитель группы компаний IT4Medicine - Андрей Заяц.

Во-первых, главный плюс направления телемедицины - это дистанционное обслуживание. В условиях коронавируса жизненно важно свести личные коммуникации врача с пациентом и даже врача с врачом до минимума. Ведь, как утверждает ВОЗ, до 50% зараженных коронавируса не испытывают симптомов заболевания, будучи при этом носителями. Они могут прийти в клинику с другой проблемой и принести вирус с собой.

В связи с этим, в Украине особую популярность приобрели мобильные приложения, а также другие телемедицинские сервисы, которые позволяют врачам первичного звена (семейным врачам, терапевтам и педиатрам) предоставлять телемедицинские консультации непосредственно пациентам.

В качестве примера приведу кейс мобильного приложения Doctor Online. По их данным, весной, из-за резкого увеличения спроса на онлайн-консультации врачей, приложение зафиксировал пик обращений в сутки - 1500. Чтобы вы понимали, это количество больных примерно на несколько десятков больниц. Чтобы обслуживать такое количество пациентов компания вынуждена была расширить штат врачей с 30 до 75. Сегодня в Doctor Online проводят в среднем 700 суточных телемедицинских консультаций.

В целом, если верить предварительным прогнозам VEB Ventures, мировая посещаемость телемедицинских сервисов для пациентов по итогам 2020 году может вырасти в 5,5 раза - с 36 млн визитов к началу 2020 года в 200 млн визитов к началу 2021.

Второй, не менее важный плюс телемедицинских консультаций - это скорость их предоставления. Этот нюанс очень важен в консультациях между врачами. Ведь, когда речь идет об ургентных консультации счет может идти не на часы, а на минуты.

Напомню, предоставления телемедицинских консультаций в формате «врач-врач» сегодня доступно на трех уровнях.

На первом уровне врачи первичного звена в небольших населенных пунктах в любой момент могут получить экспертную поддержку центральных районных больниц, поскольку в них работает больше узкопрофильных специалистов.

На втором уровне эти врачи могут консультироваться с областными медицинскими учреждениями.

На третьем уровне специалисты районных больниц консультируются с врачами областных медучреждений по поводу сложных случаев. Это, например, ДТП, когда пациента уже стабилизировали, но возникает вопрос, что с ним делать дальше, и можно ли вообще что-нибудь с ним делать, стоит ли куда-нибудь его везти, и можно ли в принципе.

В-третьих, в рамках мероприятий, направленных на борьбу с коронавирусом, в рамках телемедицинских платформ был разработан функционал для сбора отдельной статистики по пандемии. Он позволяет фиксировать, собирать статистику и делать аналитику, связанную с консультациями по заболеваемости COVID-19. Это очень важно для формирования общей картины течения пандемии и разработки дальнейших противоэпидемических мероприятий в Украине.
Прогнозы развития телемедицины в Украине
Учитывая столь очевидные плюсы телемедицины разработчики телемедицинских решений уверены, что привычка дистанционного взаимодействия врача с врачом или пациента с врачом не исчезнет и после пандемии.

Телемедицина становится неотъемлемой частью современной жизни, потому что это удобно, быстро и позволяет экономить огромное количество времени, которое пациенты тратили на посещение врача.
В США посчитали, что американцы тратят примерно 2,4 миллиарда часов ежегодно на визиты к врачам. Телемедицина же позволяет сократить эту потерю времени, как минимум, вдвое.

Эксперты уже сравнили современную медицину с такси. По их словам, у нее также проникает «уберизация потребления», и основными ценностями в сфере медицины становятся экономия времени, диджитализация, высокий уровень комфорта и удовлетворенности пациента при получении услуг. Пациенты все большее значение придают онлайн-взаимодействию с клиникой (онлайн-запись, доступ к медицинской карте, телемедицина, личный кабинет и мобильное приложение).

В свою очередь для врачей важно, что вывод, полученный с помощью телемедицинской консультации - это официальный документ, который можно «подшить» к истории болезни пациента. А не просто консультация коллеги, полученная неформальным способом, которая снимает с него всякую ответственность.

Поэтому участники украинского медицинского рынка уверены, что вскоре телемедицина займет свою отдельную, надежную нишу в сфере медицинского обслуживания и сформируется как отдельная услуга.

Что касается темпов ее развития, то они значительно ускорятся, как только к экосистеме присоединятся крупные игроки медицинского рынка, в том числе частные клиники, а также страховые компании, как это происходит в других странах.
Читайте также
Еще статьи
Служба поддержки:
Пн - Пт: 08:00 - 18:00
г. Київ, ул. Протасов Яр, 2Д, офис 5
info@medinet.com.ua
© Телемедицинская сеть Medinet 2019-2021
Сертификат соответствия КСЗИ
Телемедицинская сеть Medinet является одним из продуктов группы компаний IT4Medicine. Защита информации этой системы подтверждена сертификатом КСЗИ.
Хотите получить подробную информацию о телемедицинской сети Medinet?
Оставьте свой контактный Email и мы вышлем вам презентацию!
Хотите получить подробную информацию о телемедицинской сети Medinet?
Оставьте свой контактный Email и мы вышлем вам презентацию!